Как осознание может помочь в воспитании наших детей?

Воспитание детей прежде всего предполагает воспитание  родителями

самих себя.  Это,  пожалуй,  одно из самых главных условий осознанного

воспитательного процесса.  Не менее важна  и  честность,  и  в  первую

очередь к самому себе.  На словах это просто,  а на деле… К примеру,

вы дарите ребенку игрушку, которая обошлась вам в ползарплаты, а он на

следующий  день  меняет  ее  на жвачку.  Ваша реакция?  Но ведь вы эту

игрушку подарили,  вы сказали ребенку,  что эта игрушка  его,  так

какое  же  вы  имеете  право возмущаться по поводу того,  что он с ней

поступил так, как он сам захотел. Или же вы говорите ребенку, что одна

из комнат в квартире — его. Если это так, то он может приводить в свою

комнату толпы друзей и «стоять  на  ушах»  хоть  сутками.  Может  быть

честнее будет сказать ребенку,  что:  «Ты живешь в моей квартире, пока

ты вырастешь,  ты можешь здесь жить,  потом у тебя будет своя квартира

или дом,  а пока будь добр,  соблюдай в моем доме те порядки,  которые

устанавливаю  я».  Ограничение,  насилие?  Возможно.  *Но  ограничивая

свободу  ребенка  на  физическом  уровне,  мы оставляем ему свободу на

психологическом и энергетическом уровнях, что гораздо важнее.*

Осознав, что  воспитание  детей  означает  в  основном воспитание родителей и помня о том,  что необходимо быть честным  перед  собой  и перед детьми,  можно  поставить  вопрос  на первый взгляд неожиданный:

*»Правомерно ли считать своих детей своими?»  или  «Являются  ли  дети собственностью родителей?».* На наш взгляд,  родители могут в какой-то степени считать детей своими до тех пор,  пока между  ними  существует энергообмен,   пока  дети  находятся  на  энергетике  родителей.  Надо отметить,  что без того,  чтобы  состоять  в  какой-то  энергетической структуре,  человек жить не может. Вся наша жизнь состоит из переходов из одной энергоструктуры в другую,  и эти переходы  нужны  для  нашего духовного развития.  И  наши дети рано или поздно должны переходить из энергоструктуры,  созданной их родителями  в  другие  энергоструктуры, которые  они  должны выбирать самостоятельно.  *Где-то в возрасте 7-10 лет ребенок переходит на  свою  энергетику*,  и  именно  в  это  время родители  должны  выбирать  или  же  «отпустить»  ребенка,  и тогда он перестанет быть их собственностью и нарушится энергообмен,  или же  не допустить «отпускания»,  что чаще всего и происходит.  Несомненно, что для ребенка,  для его развития необходимо  снятие  его  энергетической зависимости   от  родителей,  но  бывает  так,  что  ребенок  может  и противиться своей свободе,  ведь «несвобода»  приносила  ему  за  счет энергообмена с родителями довольно много энергетики.

Какие же причины нежелания  родителей  энергетически  «отпустить» ребенка?  Попробуем  назвать  основные  из  них.  Прежде  всего  стоит упомянуть нежелание родителей отказываться от привычки к энергообмену, тем  более,  что  они,  а  также  бабушки  и дедушки получают от детей энергетику молодости, красоты, здоровья, а отдают скапливающуюся у них эмоциональную   энергетику,   ребенок   очень  часто  служит,  как  бы резервуаром для сброса эмоциональной энергетики. Естественно, родители не  хотят  отказываться  от  столь  важного энергообмена,  и тем самым перекрывают ребенку возможность  свободного  духовного  развития.  Еще одна  причина нежелания энергетического «расставания» с ребенком — это страх  за  него,  боязнь,  что  он  будет  беззащитен  и   не   сможет противостоять  воздействию  внешнего мира.  В основном это объясняется непониманием того,  что ребенок далеко не так беззащитен как кажется и что есть и те,  кто его оберегают.  Например,  в христианской традиции этот   образ   оберегающих   сил   нашел   свое   выражение   в   лице ангелов-хранителей.

Кроме сознательных  «страхов»,  есть   и   те,   что   лежат   на подсознании.  К  ним можно отнести страх потерять власть над ребенком, которая опять же подсознательно способствует самоутверждению человека.  Зачастую  человек,  страдающий  от  подчиненного  положения на работе, отыгрывается на  своих  детях,  и  становится  в  домашней  обстановке диктатором  и  тираном,  тем  самым  пытаясь утвердить себя в своих же глазах.

Еще одна причина,  из-за которой родители препятствуют свободному развитию ребенка — это желание воплощения в ребенке своих  несбывшихся надежд   и   мечтаний.  И  родители  за  ребенка,  лишая  его  выбора, расписывают ему программу на всю жизнь и этим резко  ограничивают  его свободу и возможность духовного развития.

Есть еще и  ряд  других  причин  «неотпускания»,  так  или  иначе связанных  с  вышеназванными,  поэтому не будем на них останавливаться отдельно,  если вы будете работать с тем,  что было изложено выше,  до остального вы сможете докопаться сами.

Тем же, кто может честно для себя проанализировать свои отношения с детьми, мы предлагаем одну из медитаций на осознание.

Сядьте в  удобную  позу,  постарайтесь,  чтобы  не  было  никаких болезненных  ощущений,  чтобы  вам  ничего  не  мешало.  Расслабьтесь, особенно обращая внимание  на  лицо.  Закройте  глаза  и  постарайтесь представить или почувствовать существующую между вами и вашим ребенком энергетическую взаимосвязь.  Где находится ваш ребенок по отношению  к вам  —  под  вами  или  же  на  одном  уровне  с  вами?  Как вы можете охарактеризовать вашу  энергосвязь  —  как  «подавление»  или  же  как «опекунство»?

Не сидит ли ваш  ребенок  под  вашей  «энергетической  юбкой»?  В зависимости  от результатов медитации вы можете определить направления своей работы по построению осознанного воспитательного процесса.

Теперь поговорим   о  том,  каким  образом  использовать  знания, которые дает  йога,  в  воспитании  детей.  Для  рассмотрения  возьмем возрастную   группу,   условно   ограниченную  тринадцатью-пятнадцатью годами, так называемый переходный возраст. Подростковый возраст не без основания  считается  одним из сложных периодов в развитии ребенка.  В чем же заключается сложность ситуации?  К этому времени ваша дочь  или сын  окончательно  становятся  на  собственные  «энергетические ноги», т.е.,  как правило, заканчивается переход на собственную энергетику, и ребенок  обретает  энергетическую  самостоятельность,  а на социальном уровне  он  считается  несовершеннолетним,   достаточно   беспомощным.  Обретение энергетической самостоятельности позволяет ребенку стремится к принятию решений и действиям в соответствии с  принятыми  решениями.  Психологи  называют этот процесс самоутверждением.  Все реже и реже вы слышите от  него  обращенный  к  вам  вопрос:  «Можно  мне…?».  Дети становятся    конфликтными,   дерзкими,   требовательными,   совершают неадекватные поступки (лгут,  курят,  могут взять, не сказав, деньги и повести  своих  друзей  в  кафе  и  т.д.)  со всеми вытекающими отсюда последствиями в отношениях между вами.  Ваши  просьбы,  увещевания,  а зачастую  и  приказания  не  действуют  или вызывают резкий протест со стороны ребенка.  Вам трудно найти общий язык с ребенком,  который еще совсем недавно был покладистым,  «домашним»,  не вызывая почти никаких нареканий с вашей  стороны.  Родители  теряются  в  догадках,  что  же случилось,  объясняя  сложности в общении с ребенком влиянием каких-то посторонних негативных источников.  А дело  в  том,  что  по  каким-то причинам  (они  в каждом случае индивидуальны) вы упустили возможность стать для своего ребенка учителем ибо «…  *если к десяти годам вы не стали учителем для своего ребенка, то им вы уже не станете для него».* Неосознанно родители решают такую ситуацию,  либо  предоставляя  поиск учителя самому ребенку (секции,  кружки,  улица,  товарищи), уповая на судьбу ребенка, либо ищут учителя сами и передают подростка в его руки (спорт, музыка, танцы и т.д.).

Очень часто родители допускают ошибку,  пытаясь подавить ребенка, а не понять причину возникновения какого-либо из качеств.  Еще большую ошибку допускают родители,  отождествляя ребенка с каким-то из качеств и  тем  самым  «вешая  на  него  ярлык»,  «ставя штамп» и укрепляя это качество.  К примеру,  если  ребенок  что-то  украл,  и  родители,  не разобравшись,  почему это произошло, называют его вором, то они ставят ему энергетическую программу и толкают  его  к  тому,  чтобы  он  и  в дальнейшем   продолжал   воровать   (или  прививают  ему  ненависть  к воровству,  но ведь любая ненависть черевата). Поэтому нужно осознать, что  вешать  «ярлыки» и ставить «штампы» нельзя ни в коем случае,  это можно приравнять к сознательно проведенному  магическому  воздействию.  Вместо этого нужно попытаться разобраться,  почему ребенок, к примеру, грубит.  Возможно он через грубость пытается  набрать  «личную  силу», самоутвердиться,  и  ему  нужно  только  помочь,  подсказать,  как это сделать другим способом.  Необходимо понять,  что такие  качества  как грубость,  агрессивность,  упрямство проходящи,  что это чисто внешние качества,  и чтобы они не стали внутренними,  нужно  учиться  за  ними видеть то,  что неизменно,  — внутреннюю сущность ребенка. И общение с детьми нужно строить через общение с их внутренней сущностью.

Практические рекомендации:

— Общение с внутренней сущностью ребенка происходит через  глаза.

Вспомните поговорку: «глаза — зеркало души».

— Когда общаетесь с  внутренней  сущностью  ребенка,  нужно  быть очень  осторожным,  чтобы не испугать ее и не повредить.  Осторожность заключается в принятии безэмоционального состояния.

— Внутренняя  сущность  ребенка очень боится подавления.  Поэтому общаясь с ней, забудьте о методах давления.

— Общаясь с внутренней сущностью ребенка,  говорите ей о том, что все наносное, внешнее пройдет, а главное останется.

Попробуем разобрать   еще   один  пример.  Допустим  ваш  ребенок связался с компанией,  которую вы по каким-то  причинам  считаете  для него не подходящей.  Прежде всего надо понять, что его в этой компании притягивает,  постараться увидеть не только отрицательные стороны этой компании,  которые и так бросаются в глаза,  но и положительные,  даже если они и не видны с  первого  взгляда.  Разобравшись  с  этим,  надо сделать  так,  чтобы  ребенок  сам  все  осознал и увидел эту компанию такой, какой она есть со всех сторон, и сам решил, что делать — быть с ними дальше или нет.

Как строить  разговор  на  осознание:

— Сначала  поработать  с собой.  Проанализируйте свое неприятие чего-либо и попробуйте его убрать.

— Убрать у себя попытку переделать своего ребенка.

— Постарайтесь избавиться от страха за него.

Не  давить  волей и стараться в разговоре не критиковать и не

осуждать никого и ничего.

— Подумать,  нужно  ли  применять  гипнотический метод.  (К таким методам относится также и мягкий  гипноз,  когда  человека  мягкостью, обходительностью  располагают к себе и,  когда он уже «готов»,  задают ему определенную программу).

— Спокойно,  без  давления  изложить  свою  точку зрения,  как бы раскладывая на  столе  картинки  своего  видения  и  оставляя  ребенку возможность самому выбирать, принять ему ваше мнение или нет.

Когда мы   общаемся   со   своими  детьми,  мы  часто  зависим  в правильности своих действий от тех состояний,  в которых  оказываемся.  Как научиться управлять состояниями?

Это вопрос — вопрос карма-йоги — йоги правильного действия.  Если бы людей учили с детства правильному действию,  то  дела  их  были  бы совершеннее,  успехи  достигались бы легче и затраты энергии и времени намного сократились бы.  Но нас — европейцев этому почти не учили и мы совершаем много ошибок,  прежде чем приходим к осознанию необходимости соответствия состояний, энергий и наших действий.

Все это  иллюстрируется  простыми  примерами,  их легко увидеть в окружающем мире, надо только сфокусировать на этом внимание.

Человек сел   учиться   рисовать.   Он   хочет  нарисовать  букет

хризантем.  Краски хорошие,  кисти и бумага тоже, состояние спокойное,

но  у  него  не  получается  красивая  акварель.  В чем дело?  Опытный

педагог, знающий о связях  между  состоянием,  энергией  и  действием,

сразу   заметит,  что  этот  ученик  всю  жизнь  занимался  спортом  —

гимнастикой и его руки  хорошо  тренированы  для  работы  с  брусьями,

кольцами,  канатом,  но *в них нет той энергии,  которая должна литься

через пальцы в кисточку,  на бумагу и передавать красоту  и  изящество

этих цветов,  хотя само состояние восхищения красотой букета у ученика

присутствует.* Кисточка не оживает в руках человека,  т.к. в них стоит

энергия для гимнастики,  а не для живописи. Если ученик бессознательно

учится рисовать,  то он долго будет пытаться научится этому  искусству

методом  проб  и  ошибок,  пока  поймет  в  чем  дело.  Если  он более

сознательно работает,  то будет смотреть как рисуют художники и сможет

перенять их манеры, найдя потом свою собственную. А если есть педагог,

осознающий всю ситуацию,  то  он  может  просто  объяснить  причины  и

человек,   поняв  ситуацию  научится  сравнительно  быстро  переливать

энергию из своего состояния,  из чакр в руку,  а из нее в кисть  и  на

бумагу. Иногда помогают такие фразы педагога: «Попробуй держать пальцы

в таком состоянии,  будто  ты  гладишь  подушечками  пальцев  лепестки

цветов,  или лицо ребенка,  или еще что-нибудь».  У ученика включаются

ассоциативные связи и энергия сама течет куда надо. Успех достигается,

когда   пальцы   физического   тела   размягчаются   под  воздействием

протекающей  через  них  энергии,  станут  чувствительными,   легкими,

обретут  новые  свойства,  но если энергию в них не дать,  то км очень трудно  будет  научиться  изображать   на   бумаге   что-то   изящное, прозрачное, тонкое.

Другой пример:  ребенок учится игре на фортепиано.  Он занимается уже  шесть  лет  и  техника  пальцев  развита достаточно хорошо.  Руки энергетически у него живые,  он может переливать энергию через  них  к инструменту — это он уже делал раньше,  это уже видел его педагог.  Но вот ребенку дают учить новое произведение и оно почему-то  у  него  не получается.  Пальцы  не слушаются,  ребенок сбивается с такта и играет невыразительно.  В чем дело?  Опытный педагог  проанализирует  психику своего ученика и эмоциональные характеристики произведения, которое он ему дал учить, и обнаружит несоответствие. Предположим, что ученик был по  складу  очень боевой,  возбудимый,  активный,  веселый мальчик,  а произведение написано в сентиментальном,  медленном стиле,  совершенно не соответствующем темпераменту ученика.  Во время игры на музыкальных инструментах  происходит  воздействие  звука  на  эмоциональную  сферу человека и  он  проживает  те чувства и состояния,  которые заложены в музыке.  В   нашем   примере   мальчик   мог   *фактически   поставить психологическую защиту от музыки и энергии,  ею вызываемой, так как он не желал пропускать через себя что-то ему не близкое,  изменяющее  его состояние   в   непривычную   сторону.*   Педагог  может  сменить  ему произведение или пойти на хитрость — предложить ученику поиграть  роль сентиментального, задумчивого, медлительного человека, который сидит в ресторане на берегу реки,  любуется закатом,  пьет вино  и  перебирает воспоминания    своей    молодости.    Если   ученик   согласится   на перевоплощение,  он может открыть для себя новый  мир,  если  нет,  то лучше его не заставлять насильно учить это произведение — ничего кроме отвращения к музыке это не воспитает.

Гуру Ар Сантэма

ВЫ можете еще прочесть...

One Response to Как осознание может помочь в воспитании наших детей

  1. Людмила:

    Марина, БлагоДарю, очень глубокая статья!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Искать во всем сердце и предназначение

Учимся творению!
Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.